Чем обернется покупка Национальной контейнерной компании?
В планы Global Ports входит покупка Национальной контейнерной компании. Об этом рассказал недавно журналистам Игорь Артемьев, глава ФАС.
Как только это произойдет, крупные терминалы Ленобласти, включая Петербург, перейдут в собственность единой группы лиц. Специалисты не считают, что образование подобной монополии окажет негативное влияние на морские контейнерные перевозки, хотя бы потому, что уже через два года в Бронке планируется открытие нового мощного терминала.
Планы Global Ports относительно покупки НКК были одобрены правительственной комиссией, контролирующей осуществление иностранных инвестиций в РФ, еще 13 ноября. Чтобы решение вступило в силу, требуется согласие ФАС. Однако даже на нынешнем этапе Игорь Артемьев подчеркнул, что сделка является «очень важной», и назвал вопрос практически решенным.
Global Ports владеют сразу несколько компаний: APT Terminals, дочерняя структура перевозчика Maersk, профиль которого - морская организация контейнерных перевозок, «Н-Транс», глобальный оператор на рынке транспортных услуг РФ и СНГ, объединяющий более 20 компаний, и 25% акций Global Ports находятся в свободном обращении.
Сегодня НКК включает следующие объекты: «Логистика-терминал», «Усть-Лужский контейнерный терминал», а также «Первый контейнерный терминал», а их годовая совокупная мощность составляет 1,9 млн TEU. Приобретение НКК даст новому владельцу почти полную монополию в сфере перевалки морских контейнеров в Санкт-Петербурге.
Сегодня под контролем Global Ports уже находятся терминалы «Петролеспорта» (мощность – 1 млн TEU/год) и «Моби дик» (мощность – 400 тысяч TEU/год). Терминалами, которые смогут составить в будущем конкуренцию Global Ports, можно считать «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (мощность – 430 тыс. TEU), терминал группы «Северсталь» под названием «Нева-металл» с оборотом в 95 тыс. TEU, а также несколько меньших по обороту объектов.
Global Ports в свою очередь не считает, что после покупки НКК возникнет монополия, поскольку конкуренция существует не только между портовыми компаниями, но и между бассейнами и странами. «Российские грузопотоки обслуживает ряд терминалов, находящихся в Финляндии, Прибалтике и на Северо-Западе России. На сегодня существует жесткая конкуренция между российским сектором Балтийского бассейна и транзитом из балтийских и финских стран. Кроме того, российский сектор конкурирует с бассейнами Дальнего Востока и Черного моря», – рассказали в компании.
В России логистика контейнерных перевозок пока развита недостаточно по сравнению с другими странами. Если в Турции грузооборот в расчете на тысячу жителей составил в 2012 году 93 TEU, в США этот показатель достиг 135, в Китае – 122, а на территории Евросоюза – 168, то Россия продемонстрировала всего 41 TEU, что, с другой стороны, свидетельствует об огромном потенциале отрасли. Этим и объясняется тот факт, что во время кризиса 2008-2009 гг. российский контейнерный рынок показывал постоянную динамику роста, а не «падал», как остальные. Что касается Global Ports, сегодня компания занимает примерно половину российского контейнерного рынка.
Не прекращается рост этого рынка и сегодня, что подтверждают показатели 2013 года. За первые 9 месяцев прошлого года в российских портах побывало на 4% больше контейнеров с товарами (36,9 млн тонн), чем за аналогичный период позапрошлого года. Логистический сервис контейнерных перевозок растет изо дня в день: сегодня в них перевозят металлолом, зерно и даже автомобили.
Перезвоним за 10 минут
Ваш запрос принят!
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.