Детальный обзор железнодорожного рынка России в январе 2015 года
В январе объем перевозок грузов железнодорожным транспортом вырос по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 0,3% и составил 96,6 млн тонн.
Таблица динамики грузоперевозок к январю 2014 года
Тип грузов |
Динамика, % |
Каменный уголь |
+3,7 |
Нефть и нефтепродукты |
+0,4 |
Железная и марганцевая руда |
+3,4 |
Черные металлы |
+12,3 |
Лесные грузы |
+10,7 |
Зерно и продукты перемола |
+60,8 |
Строительные грузы |
-26,1 |
Цемент |
-6,7 |
Лом черных металлов |
-1,5 |
Кокс |
-3,9 |
Динамика грузоперевозок в январе 2015 года
За январь 2015 года объем грузоперевозок составил 188,2 млрд т-км (на 1,5% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Это обусловлено преимущественно снижением объемов экспортных грузопотоков на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Тип грузов |
Динамика, % |
Каменный уголь |
-7 |
Нефть и нефтепродукты |
-5,2 |
Химические и минеральные удобрения |
-12 |
Сокращение экспорта по направлениям:
- Нидерланды (-10,2%);
- Украина (-32,7%);
- Китай (-12,6%);
- Польша (-29,9%);
- Финляндия (-30,7%).
Уголь. Несмотря на девальвацию рубля, экспортные грузоперевозки сокращались
Объем железнодорожных перевозок грузов за январь 2015 года составил 27,9 млн тонн угля. Это на 3,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но структура грузопотоков существенно изменилась. Экспортные перевозки снизились на 7%, внутри России – увеличились на 8,8%.
Динамика поставок угля за январь 2015 года
Направление |
Динамика, % |
Китай |
-47 |
Украина |
-48,2 |
Польша |
-50 |
Корея |
-45,9 |
Нидерланды |
-67 |
Япония |
+12,4 |
Словакия |
+141,5 |
Турция |
+30,3 |
КНДР |
+100 |
Страны ЕС |
от +7 до +10 |
Особое значение имеет глобальное сокращение Китаем импорта угля. Даже учитывая тот факт, что национальные валюты стран-экспортеров ослабли, что привело к снижению стоимости угля, китайские компании продолжают снижать его потребление, переключаясь на другие виды энергоносителей. Украина и Польша также снижают объем импорта угля в РФ, что негативно сказывается на отрасли.
Крупнейшим импортером угля из РФ остается Япония, которая закупает около 30% всего экспортного потока этого вида энергоносителей. Но японские компании планируют и в дальнейшем наращивать объемы импорта. В феврале представители крупной сталелитейной корпорации JFE Holdings совместно с российскими властями договорились о проведении тщательного анализа на предмет развития проектов по добыче угля в Сибири и на Дальнем Востоке с условием его дальнейшей поставки в страны АТР.
Развиваются мощности по добыче и экспорту угля и на Дальнем Востоке страны. В 2015 году будет завершено строительство Инаглинского угольного ГОКа, мощность которого составит 1,9 млн тонн коксового концентрата в год. В Приморье было начато строительство перегрузочного комплекса "Север", мощность которого по переработке угля составит 20 млн тонн. Здесь же будет возведен порт "Суходол", специализированный на перевалке угля с грузооборотом около 20 млн тонн в год.
Дочернее предприятие "Ростеха" – "РТ-Глобальные Ресурсы" – продолжает сотрудничество с корейской КОВЕПО и китайской "Шеньхуа", в рамках которого планируется совместная реализация угольного терминала в порту "Вера", мощность которого составит 20 млн тонн в год.
Турция также увеличивает объемы импорта угля из РФ. Турецкие власти планируют расширить использование этого энергоносителя в экономике страны, включая строительство новых угольных электростанций. В этот проект планируется инвестировать около 10 млрд долларов. По мнению экспертов, это приведет к увеличению годового потребления Турцией угля на 7 млн тонн. Но случится это не раньше, чем через 5-6 лет. По этой причине "Кузбассразрезуголь" построит терминал в Тамани, мощность которого составит 10 млн тонн угля в год.
Хотя уровень экспорта угля в Японию и Турцию остается высоким, российским компаниям в среднесрочной перспективе нужно искать новые рынки сбыта. В противном случае из-за переизбытка энергоносителя его стоимость снизится, что негативно отразится на отрасли в целом.
Нефть и нефтепродукты. Объем внутренних перевозок сохранился, а экспорт снизился
В январе на сети РЖД было погружено 22,6 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,4% больше по сравнению с первым месяцем 2014 года.
1 января 2015 года вступил в силу "налоговый маневр". За 3 года поэтапно будут сокращены вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты, но ставка налога на добычу полезных ископаемых будет увеличена.
После принятия решения о введении "налогового маневра", руководство "Роснефти" отправило президенту РФ письмо, в котором говорится о системных рисках, к которым приведут эти нововведения. Цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке значительно увеличатся, а компании вынуждены будут отказаться от плановой модернизации производства в условиях экономических санкций (отсутствие доступа к рынку иностранного капитала).
Александр Новак, министр энергетики РФ, выразил опасения, что из-за "налогового маневра" в 2015 году стоимость бензина увеличится как минимум на 10%.
Учитывая это, Дмитрий Медведев, глава правительства РФ, поручил Федеральной антимонопольной службе подготовить корректировку экспортных пошлин в случае необходимости воздействовать на ценообразование на рынке нефти и нефтепродуктов.
На данный момент изменения в налоговом законодательстве существенно не повлияли на структуру перевозок. В январе объем внутренних перевозок нефти и нефтепродуктов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличился на 2%. Но в дальнейшем возможно существенное перераспределение, в рамках которого увеличатся экспортные перевозки, а внутренние – снизятся.
Строительные грузы и цемент. Объем перевозок сохранится
За январь на сети РЖД было погружено 6,5 млн тонн строительных грузов, что на 26,1% ниже по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Объем перевозки цемента составил 1,4 млн тонн (-6,7%)..
Пока ухудшение экономической ситуации в стране не отразилось на строительной отрасли. Но это произошло только по причине ее инерционности. Пока инвестиционная обстановка остается сложной, поскольку компании потеряли доступ к рынку иностранного капитала, а объем внутренних инвестиций снизился.
Но в некоторые регионы страны уже сейчас поставляется меньше строительных грузов. В Москву и область объем перевозок уменьшился на треть, в Санкт-Петербург, Новосибирскую, Ленинградскую области и Ханты-Мансийский автономный округ – в 2 раза.
Согласно прогнозам Минстроя, сокращение жилищного строительства в этом году может составить 10-15% (его доля составляет около 70%). В связи с этим ипотечное кредитование также снизится, до 800 млрд рублей (в 2 раза). По данным Росстата, доходы россиян в январе этого года снизились на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а до этого упали на 6,2% в декабре и на 3,9% в ноябре.
Ослабление национальной валюты негативно скажется на строительной отрасли. Уже сейчас себестоимость строительства повысилась на 10-20%, поскольку подорожали импортные стройматериалы и металлопрокат.
Еще одним негативным фактором является увеличение стоимости трудовых ресурсов. Многие трудовые мигранты стараются добиться увеличения жалования в долларах, либо покидают территорию РФ. Альтернативой являются граждане России, но стоимость их труда в 1,5 раза выше.
До 2016 года планируется завершить строительство около 10 тыс. км автомобильных дорог. В этом году должна быть завершена реконструкция больших участков трассы "Сортавала", введены в эксплуатацию обходы Нижнего Новгорода, Пятигорска, подходы к Мурманску, а также возведен мост через Енисей в Красноярске. Главной опасностью является вероятность сокращения расходов на строительство и ремонт дорог федерального значения на 25%. В этом случае ограниченный бюджет сделает невозможным начало работ по новым проектам.
Главными факторами роста объема перевозок строительных материалов в 2015 году могут быть:
- возведение спортивных объектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году;
- строительство объектов федерального уровня;
- реконструкция БАМа;
- развитие транспортной инфраструктуры.
Но если текущая экономическая обстановка в стране сохранится, в строительной отрасли возможно обострение кризисных тенденций.
Руда. Объемы перевозок постепенно увеличиваются
В январе 2015 года объем перевозки руды постепенно увеличился и составил 9,2 млн тонн (+3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года). Внутренние перевозки выросли на 1,6%, а экспортные – на 5,1%.
За первый месяц 2015 года объем перевозки руды в Китай увеличился на 23,9%, в Турцию – на 341,4%, в Словакию – на 30,2%, в Польшу – на 125,1%. Великобритания, которая только в январе 2014 года начала импортировать руду из РФ, вышла на 4 место по уровню ее потребления. В дополнение к этому, в начале года Италия начала покупать руду в России, постепенно увеличивая объемы импорта.
Цены на руду за январь этого года снова снизились (третий месяц подряд) на 13% и достигли минимальных значений с 2009 года. Но из-за укрепления доллара к валютам стран-экспортеров руды эта разница компенсируется. Руководители многих горнодобывающих компаний не только ведут работу над активными проектами, но и разрабатывают новые.
Объемы перевозки руды продолжают увеличиваться по причине сильной девальвации рубля по отношению к доллару. По этой причины позиции России на внешних рынках более устойчивы, а грузопоток сохранится и в дальнейшем.
Черные металлы. Девальвация рубля привела к увеличению экспортных поставок
За январь 2015 года на сети РЖД было погружено 6,4 млн тонн черных металлов. Это на 12,3% больше по сравнению с первым месяцем 2014 года. При этом объем внутренних перевозок увеличился на 8,8%. Наиболее значительный рост экспортных поставок отмечается в таких направлениях: Швейцария (+53,7%), Мексика (+56,3%), Турция (+22,7%), Тайвань (+7%) и Испания (+202,4%).
Ослабление национальной валюты привело к значительному росту стоимости металлопроката на внутреннем рынке. Это вызвало недовольство со стороны отечественных потребителей, которые в условиях экономического кризиса не могут закупать материалы по таким высоким ценам. Чтобы решить эту проблему, металлургам дали срок до конца марта договориться с основными потребителями металлопроката о цене. А в середине февраля Федеральная антимонопольная служба разослала руководителям металлургических компаний письмо, в котором предупредила о возможном введении экспортных пошлин на черные металлы. В результате металлурги начали более активно работать с основными потребителями, чтобы достичь компромисса. С автопроизводителями вопрос улажен, а вот с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса и вагоностроительных компаний пока договоренностей достичь не удалось.
На мировом рынке сейчас наблюдается избыток мощностей по производству черных металлов, что привело к увеличению предложения на рынке. Появился большой объем дешевого металлопроката. Отдельные потребители в России говорят о возможности закупки черных металлов заграницей, если не удастся достичь договоренностей с отечественными производителями. Но такой вариант маловероятен, поскольку стоимость доставки высока, и она полностью нивелирует разницу в цене продукции.
На внутреннем рынке прогнозируется снижение потребления металлопроката вследствие сложной ситуации в строительной отрасли и автомобилестроении. Дополнительным негативным фактором является замедление развития трубопроводного транспорта. Но в связи с сильной девальвацией рубля позиции РФ на международных рынках усилились, и эксперты прогнозируют увеличение объемов экспортных перевозок в ближайшем будущем.
Зерно. Перед вводом пошлин экспортные перевозки росли
За январь 2015 года на сети РЖД было погружено 1,6 млн тонн зерна и продуктов перемола. Это на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основным фактором роста стали экспортные поставки, которые, по сравнению с 2014 годом, увеличились почти в 2 раза. Согласно данным Минсельхоза, объем зерна, идущего на экспорт, достиг максимальных значений за последние 5 лет.
В январе производители сосредоточились именно на поставках зерна, поскольку с 1 февраля были введены пошлины на его экспорт. Экспортные перевозки беспошлинных видов зерна были перенесены на февраль.
Экспорт зерновых увеличился в Азербайджан (в 15 раз), Саудовскую Аравию (в 3 раза), Казахстан (в 6 раз), Египет (в 1,5 раза). Также значительные объемы экспортируются в Йемен и Израиль.
Основная причина значительного роста импорта зерна из РФ Казахстаном – невысокое качество внутреннего урожая. Дополнительными причинами является отсутствие экспортной пошлины и снижение курса российского рубля к тенге.
Египет проводит переговоры с Россией, чтобы отменить пошлины, поскольку именно РФ является ключевым поставщиком зерновых, стратегически важным партнером для обеспечения продовольственной безопасности страны. Но пока прогресса в этом вопросе нет.
В феврале эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение объемов перевозки грузов в Казахстан.
Минеральные удобрения. Объем перевозок не снизился, несмотря на снижение экспорта
Погрузка минудобрений на сети РЖД в январе 2015 года составила 4,4 млн тонн. Но грузопотоки перераспределились. Экспортные снизились на 6%, а внутренние выросли на 11% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).
Экспорт минеральных удобрений снизился в Китай (-13,2%), США (-14,5%), Украину (-40%) и Литву (-23,3%). Основная причина снижения объема экспорта в Китай – создание китайскими компаниями больших запасов калия. По оценке экспертов, объемы накопленных удобрений составляют около 4,5 млн тонн, что значительно усложняет заключение новых контрактов между РФ и Китаем. А поскольку стоимость калия в Китае является ориентиром для всего рынка, объем продаж российских удобрений снижается.
В декабре прошлого года производители минудобрений согласовали с потребителями размер скидки на продукцию. Для российских компаний она составила 10-15% от минимальной экспортной цены. В январе скидка была увеличена до 15-20%. В феврале 2015 года Минсельхоз совместно с производителями минеральных удобрений приняли окончательное решение: для аграриев 49 регионов, которые признаны неблагоприятными для производства продукции сельского хозяйства, цены будут зафиксированы на уровне января этого года, для остальных – на уровне февраля. Также предусматривается скидка в размере 15-20% в зависимости от состояния агропромышленного комплекса региона, обеспеченности аграриев минеральными удобрениями, позиции производителей и прочих факторов. В целом такое соглашение позволит удовлетворить внутренний спрос и поддержать перевозки.
Производство вагонов в странах СНГ уменьшилось в 2 раза
За январь 2015 года производители в СНГ реализовали 1,9 тыс. вагонов, что на 65,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Продавались вагоны только тех заводов, которые выпускали современный подвижной состав (УВЗ, ТВСЗ, "Алтайвагон"). Доля подвижного состава на тележках с нагрузкой на оси 25 тс в общей структуре продаж выросла до 46,5%.
Но "Алтайвагон" до 19 января этого года простаивал. Еще в октябре 2014 года руководство завода перевело всех сотрудников на четырехдневную рабочую неделю. В дальнейшем планируется сокращение штата на 34%.
Что касается заводов, производящих подвижной состав старого образца – производство остановлено. Покупателей на такую продукцию просто нет. "Стахановский вагоностроительный завод" свернул производство из-за эвакуации персонала и повреждения инфраструктуры. По данным экспертов, за месяц простоя завод теряет около 1,2 млн долларов. Руководство "Брянского машиностроительного завода" сообщило о финансовых трудностях. В целях снижения расходов на операционную деятельность в незапланированный отпуск было отправлено около 50% сотрудников компании.
В январе производство вагонов на ЗАО "Промтрактор-Вагон" было остановлено. Около 1 тыс. сотрудников работают в режиме неполной занятости. Кроме того, имущество ОАО "Рузхиммаш" было арестовано за неисполнение требований об оплате 170 млн рублей в пользу пенсионного фонда и поставщиков.
Рост арендных ставок на фоне сокращения переизбытка вагонов
В январе рост парка неисправного подвижного состава продолжился. Отставлено 123,4 тыс. вагонов, из них 56,4 тыс. полувагонов. Их значительная часть может быть скоро списана в связи с повышением стоимости простоя после 1 апреля.
В январе 2015 года арендные ставки на полувагоны снизились до 500-550 рублей в сутки (в конце 2014 года - 550-600 рублей). Но арендные ставки на инновационные полувагоны (с увеличенной нагрузкой на оси) выше на 300-350 рублей в сутки.
Согласно результатам исследований, более высокая арендная ставка связана с тем, что доходность инновационных полувагонов выше по сравнению с полувагонами на тележке 18-100. Она составляет дополнительно 400-500 рублей в сутки и зависит от модели вагона, а также типа перевозимого груза. Более высокая доходность формируется благодаря высокой грузоподъемности вагона.
Во втором полугодии 2015 года возможен рост арендных ставок на полувагоны старого типа до 550-600 рублей в сутки (в случае массового списания подвижного состава). На некоторых маршрутах (в случае образования дефицита) – до 650 рублей в сутки. А во втором полугодии 2016 года, при массовом списании подвижного состава, арендные ставки на полувагоны старого типа могут подняться до 700-750 рублей в сутки.
Перезвоним за 10 минут
Ваш запрос принят!
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.