Может ли железная дорога конкурировать с другими видами транспорта?
Вице-президент ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности Салман Бабаев дал интервью, в котором рассказал о проблемах железнодорожных перевозок и возможных вариантах их решения.
Но сначала обратимся к статистическим данным. По данным РЖД, грузооборот в июне снизился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причины этого весьма просты:
- Санкции. Крайне негативно влияют на активность грузоотправителей, поскольку определенные товарные группы больше нельзя ввозить на территорию РФ. То же касается и вывоза продукции в страны ЕС.
- Девальвация рубля. Стремительное падение цен на энергоносители в сочетании с другими факторами спровоцировало обесценивание национальной валюты. Большинство импортных товаров стали непомерно дорогими, и спрос на них упал в разы.
- Падение потребительского спроса. Не только импортная продукция, но и отечественные товары стали дороже. В сочетании с уменьшением реального дохода граждан это привело к падению спроса на многие товарные группы.
Все вышеуказанные факторы оказывают крайне негативное влияние не только на железнодорожные перевозки грузов, но и на экономику в целом. Производство падает, основные потребители сырья снижают объемы закупки, что неминуемо ведет к уменьшению активности грузоотправителей.
Согласно статистике РЖД, за последние годы наиболее стремительный рост демонстрировали контейнерные перевозки. В прошлом году было перевезено 3,2 млн TEUs, что на 30% больше, чем в 2008 году. Но на данный момент ситуация в этом сегмента неидеальна.
По словам Салмана Бабаева, несмотря на все попытки РЖД увеличить объемы грузоперевозок, в этом году никакого роста не наблюдается. Возникает дефицит контейнеров внутри страны, поскольку объем экспортных грузов увеличивается, а импортных снижается. Даже несмотря на увеличение перевозок по железной дороге угля, леса, руды и минеральных удобрений, проблему это не решает. Приходится брать порожние контейнеры с порта Владивостока и везти вглубь страны. Если ситуация в ближайшее время не улучшится, сегмент контейнерных перевозок РЖД покажет стремительное снижение до конца года.
Основной проблемой в сфере железнодорожных грузоперевозок, по словам Салмана Бабаева, является несогласованность действий. Снижение объемов перевозок приводит к уменьшению доходности РЖД. А в условиях сложной экономической ситуации это означает убытки. Чтобы хоть на бумаге сводить концы с концами, приходится повышать цены на услуги. А поскольку на первый класс (дешевые грузы) тарифы повышать нельзя, нужно переключиться на третий. Идея жизнеспособная, но практике получилось так, что грузоотправители просто переключились на другие виды транспорта. Ситуация настолько сложная, что даже грузы, которые традиционно перевозились по железной дороге, теперь доставляются автомобильным или трубопроводным транспортом.
Грузоотправители ищут, где дешевле, и это понятно, - отмечает Салман Бабаев. Во многих случаях более выгодные тарифы предлагают автомобильные перевозчики. Однако нужно помнить об одной очень важной детали. РЖД несет большие расходы на содержание и модернизацию инфраструктуры, а также обеспечение безопасности. Все работники, связанные с движением поездов, обязательно проходят предрейсовый досмотр, и переработка у них недопустима. Фактически это ставит железную дорогу в неравные условия с другими видами транспорта, где перевозчики могут использовать различные ухищрения (и не всегда безопасные) для снижения стоимости услуг для грузоотправителей.
Еще одна тяжелая тема – автомобильный транспорт. РЖД за инфраструктуру надо платить, причем большие деньги. А для автомобильных грузоперевозчиков она практически бесплатная. РЖД платит почти 20 млрд рублей акцизов в год на дизельное топливо. И эти деньги идут на развитие автомобильных дорог. Такой подход фактически означает спонсирование конкурентов. Это неправильный вариант регулирования грузоперевозок, уверен Салман Бабаев. Примеры правильного решения этой проблемы есть, но, к сожалению, не в нашей стране.
С экономической точки зрения перевозка грузов автомобильным транспортом на расстояние более 500 км дороже, чем по железной дороге. Однако из-за ошибок регулирования грузоперевозок получается наоборот. И это приводит к проблемам не только для РЖД.
Перевозка грузов между крупными городами и на большие расстояния по железной дороге позволила бы снизить нагрузку на автомобильные дороги общего назначения. И это означает не только больший комфорт для простых водителей. Именно большегрузные автомобили являются основной причиной ухудшения качества дорожного покрытия, и если снизить количество таких транспортных средств, расходы на поддержание инфраструктуры тоже уменьшатся. Но проблема в том, что придется построить разветвленную сеть терминально-логистических центров, а это большие вложения.
Руководство РЖД понимает, что все эти проблемы нужно решать. И если компания не может конкурировать с другими видами транспорта, нужно самим выходить на этот рынок. Уже несколько лет идет активная работа по преобразованию РЖД в современный транспортно-логистический холдинг. Именно по этой причине в 2012 году было приобретено 75% французской GEFCO (входит в десятку крупнейших логистических компаний ЕС).
Перезвоним за 10 минут
Ваш запрос принят!
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.