ОАО РЖД теряет позиции на рынке грузоперевозок
Доля железнодорожного транспорта на рынке грузоперевозок до 2030 г. сократится на 2%. Такое мнение выразили представители ОАО РЖД, но, по мнению экспертов, это очень оптимистичный прогноз.
По прогнозам до 2030 г. рыночная доля монополии в сфере грузоперевозок сократится с 85% (текущее значение) до 83%. При этом доля автотранспорта увеличится до 11%. Ключевая причина утраты позиций РЖД в сфере грузоперевозок – потеря высокодоходных грузов – нефтепродуктов. Уже сейчас нефтедобытчики и переработчики все активнее используют трубопроводный транспорт, пытаясь минимизировать расходы на операционную деятельность. Стройматериалы и лесоматериалы также все активнее перевозят автотранспортом, отказываясь от услуг РЖД. Как отмечают некоторые аналитики, перевозка грузов железной дорогой становится все менее выгодной в данных отраслях, особенно для небольших и средних компаний.
Какой объем груза ежегодно теряет РЖД по причине высокой конкуренции со стороны автомобильного транспорта, представители аналитического сектора единодушно не обозначают. Согласно оценке экспертов агентства "Infoline-аналитика", речь идет приблизительно о 2-3%. Только по итогам 2013 г. монополия снизила объем перевозки нефти на 3,1%.
Успешно конкурировать с трубопроводным транспортом РЖД не может, он значительно дешевле. Например, в 2013 г. на перевозку нефти "Роснефть" тратила 850 руб. за тонну, в то время как ее перевозка ж/д транспортом стоила 2070 рублей. В 2014 г. стоимость трубопроводной перевозки осталась неизменной, в то время как железнодорожной поднялась до 2250 руб. за тонну.
Представители монополии, комментируя отчет по РСБУ за III квартал, отмечают, что автомобильный транспорт начинает активно принимать участие в перевозке скоропорта и небольших партий высокодоходных грузов, что только усиливает давление. Это можно объяснить более низкой финансовой нагрузкой, поскольку РЖД за свои деньги строит пути общего использования (инвестиционная программа до 2020 г. – 2,8 трлн. рублей), а автоперевозчики не имеют таких расходов, за них дороги строит государство.
Но уступать автоперевозчикам в сфере перевозки грузов монополия не намерена. До 2030 г. РЖД планирует инвестировать 1,7 трлн. рублей на усиление позиций в транспортно-логистическом сегменте за счет развития и наращивания в портфеле услуг сервиса «от двери до двери». Основная задача – это популяризация услуги комплексной логистики, которая сейчас является основным преимуществом автомобильных перевозчиков. На какие основные статьи расходов по осуществлению стратегии пойдут 1,7 трлн. рублей, представители монополии пока не уточняют.
Стоит обратить внимание, что по некоторым оценкам, снижение рыночной доли РЖД в сфере грузоперевозок до 2030 г. может быть выше 2%. Чем выше тарифы, тем менее конкурентоспособной является компания. За 3 года стоимость ж/д грузоперевозок увеличилась на 22%, а автоперевозки – снизилась на 7-8%.
Перезвоним за 10 минут
Ваш запрос принят!
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.