Российские перевозчики борются за квоты
Вопрос об увеличении квот на международные перевозки грузов для представителей третьих стран решился в пользу крупных российских перевозчиков.
Ввиду того что квоты остались прежними, новых конкурентов у отечественных компаний пока не предвидится.
Как сообщается на сайте Минтранса России, квоты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) изменены не будут. Об этом было принято решение 23 мая в Лейпциге, где состоялось внеочередное заседание европейских министров транспорта. Однако это решение идет вразрез с договоренностью, достигнутой в Париже двумя месяцами ранее.
Напомним, в начале апреля в рамках Международного транспортного форума рабочая группа по автотранспорту приняла решение увеличить объем базовых квот для РФ до 596 – фактически в 2 раза. Согласно этому решению, международная перевозка грузов автомобильным транспортом в течение года должна была осуществляться 5960 грузовиками, которые отвечают стандарту «Евро-5». При этом количество разрешений могло бы быть и больше, ведь этот показатель рассчитывается исходя из базовых квот с учетом коэффициента, который зависит от экологического класса автомобиля.
Предварительной датой снятия ограничений было 15 мая, после чего нововведения должны были действовать в тестовом режиме до конца года. Оценив в октябре эффективность нововведения, российские чиновники также должны были принять решение о возможном увеличении квот на следующий год. По уверениям представителей Минтранса, прозвучавшим еще в апреле, в задачи ведомства изначально входило увеличить квоты по просьбе российских бизнесменов. В итоге решение, принятое в Париже, позволило удовлетворить только 85% поданных заявок (было подано заявлений на выдачу около 700 квот).
Однако, несмотря на то что запросы российских перевозчиков не были удовлетворены в полном объеме, перспектива получить больше квот от ЕКМТ их вовсе не обрадовала. Напомним, что в 2011 году квоты для российских перевозчиков были сознательно заблокированы и сокращены до 67 единиц, что эквивалентно всего 670 автомобилям, которые получили право осуществлять международные перевозки грузов в течение года.
Ситуацию прокомментировал Владимир Тян, гендиректор холдинга «Совтрансавто», который рассказал, что в то время в сферу деятельности российских перевозчиков попали выгодные для них двусторонние межправительственные разрешения: груз доставлялся непосредственно в страну назначения. В свою очередь, апрельское разблокирование квот могло стать выгодным именно для иностранцев.
В разрешениях ЕКМТ, убежден Тян, нуждаются так называемые транзитные страны. После того как будет увеличено количество квот, станут возможными перевозки грузов из Польши, Украины, Белоруссии и стран Прибалтики через Россию в Западную Европу, а значит, у российских перевозчиков появятся серьезные конкуренты.
Транспортные компании в Польше и прибалтийских странах давно заинтересованы в рынке перевозок, конечный пункт назначения которого – Франция, Германия, Бельгия и Голландия. Однако, по словам Петра Павлюка, заместителя гендиректора АСМАП, российским транспортным компаниям вполне хватает двусторонних правительственных соглашений с этими странами, поэтому на сегодня с ними установился практически паритет в вопросах перевозки грузов.
В АСМАП считают, что возможное увеличение базовых квот ЕКМП с 450 до 1000, на которое могут рассчитывать европейские перевозчики, приведет к тому, что они смогут осуществлять еще 150 тысяч рейсов из России. А это примерно 40% всего рынка международных перевозок по этому направлению.
В свою очередь польские перевозчики видят ощутимую выгоду в увеличении количества именно многократных разрешений. По мнению польского представительства оператора FM Logistic, оказывающего международные логистические услуги, возможность работать появится у каждого, однако победит сильнейший.
Собственное мнение имеют и владельцы грузов, для которых в приоритете доступные цены на международные грузоперевозки. Как правило, услуги перевозчиков из третьих стран обходятся на 30-40% дешевле, чем российских, поэтому неудивительно, что многие из них обратятся именно в транспортные компании из соседних стран.
В этой ситуации российские перевозчики, по мнению Юрия Ступака, гендиректора транспортной компании «Лори» в Екатеринбурге, могут рассчитывать на активную поддержку со стороны государства. На фоне общеевропейского кризиса и стремления многих иностранных перевозчиков захватить российский рынок именно активный протекционизм государства, а не непродуманные действия может разрешить эту ситуацию.
После обращений АСМАР в правительство и Минтранс проблему начали изучать более пристально, и результатом стало решение, принятое и озвученное в Лейпциге. 23 мая на заседании в Лейпциге поступило предложение от Максима Соколова, министра транспорта России, отменить т.н. национальные оговорки, которые ограничивают доступ на рынки некоторых стран-участниц ЕКМТ. Инициативу поддержали представители Австрии, Венгрии, Греции и Италии, однако для принятия окончательного решения им понадобятся дополнительные двусторонние консультации. Результаты переговоров будут повторно обсуждаться осенью, когда и будет принято решение о возможной разблокировке квот Россией.
Подводя итоги, стоит отметить, что пока Россия сохранила необходимый объем перевозок – 150 тыс. поездок в год, которые могли достаться перевозчикам из соседних стран. По словам Павлюка из АСМАП, их можно приравнять к 450 млн евро, поскольку одна поездка эквивалентна в среднем 3000 евро.
Кто заинтересован в квотах?
По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в мае, в котором приняло участие 600 российских перевозчиков, 82% из них будут использовать одноразовые разрешения, и только 34% транспортных компаний заинтересованы в разрешениях ЕКМТ. Получить последние, по словам респондентов, достаточно сложно: только 20 перевозчикам из 35 удается добиться в этом успеха. В пользу расширения базовых российских квот высказались 56% респондентов, тогда как против такого решения – всего 32% опрошенных транспортных компаний.
Перезвоним за 10 минут
Ваш запрос принят!
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочее время.